Новости / Техника / Транспорт

Сергей Собянин рассказал о применении искусственного интеллекта в московском транспорте


Дата: 29 октября 2025 г

 

Источник фото: MOS.RU
 

Расширение применения умных технологий — важная часть стратегии развития столицы. Об этом рассказал Сергей Собянин в своем блоге.

 

«Искусственный интеллект уже давно является рабочей технологией практически в каждой отрасли городского хозяйства Москвы. Активно он внедряется и на транспорте, благодаря чему поездки по городу становятся комфортнее, быстрее и безопаснее», — написал Мэр Москвы.

 

Искусственный интеллект (ИИ) лежит в основе инновационной системы оплаты проезда по биометрии в метро, на Московском центральном кольце (МЦК) и некоторых станциях Московских центральных диаметров (МЦД). Пассажиры могут проходить через турникеты, просто посмотрев в камеру — без использования карт и телефонов.

 

После подключения сервиса в приложении «Метро Москвы» нейросеть создает зашифрованный биометрический ключ — уникальный цифровой код пассажира. Расшифровать его обратно в изображение лица нельзя, поэтому технология полностью безопасна. Обеспечен банковский уровень ее защиты, разработка принадлежит Правительству Москвы.

 

До конца 2025 года к оплате проезда по биометрии будут подключены все турникеты метро и МЦК, а в течение 2026-го ожидается, что сервис заработает на всех станциях МЦД. В дальнейшем такая возможность появится и в наземном городском транспорте.

 

Искусственный интеллект также активно общается с пассажирами. В 2019 году его внедрили на горячей линии московского транспорта по номеру 3210. Система обрабатывает звонки и отвечает на вопросы, например об эвакуации автомобилей. Только с начала этого года искусственный интеллект принял более 240 тысяч звонков.

 

Благодаря внедрению искусственного интеллекта также повысилась эффективность чат-бота Александры. Теперь виртуальный помощник лучше понимает нестандартные формулировки, запоминает контекст беседы и дает более точные ответы. В ближайшее время планируется перевести на ИИ-технологии половину базы знаний виртуального помощника.

 

Кроме того, беспилотные трамваи начали курсировать по городу. Первый в России полностью беспилотный трамвай перевез уже свыше 26 тысяч пассажиров. Искусственный интеллект и специальное программное обеспечение управляют движением без участия человека. Еще два испытательных трамвая-лаборатории тестируют маршруты № 15, 23, 27, 30 и 31. К 2030 году беспилотными технологиями планируют оснастить две трети трамвайного парка столицы, а к 2035-му — довести этот показатель до 90 процентов.

 

В декабре этого года также начнется тестирование первого в России беспилотного метропоезда. Испытания будут проходить без пассажиров на Большой кольцевой линии в ночное время на современном составе серии «Москва». Искусственный интеллект будет управлять разгоном, торможением и работой дверей, а машинист обеспечит контроль безопасности. К концу 2026 года первый беспилотный поезд будет готов осуществлять поездки с привычными для москвичей интервалами в 90 секунд в загруженные часы.

В свою очередь, Мосгортранс ввел систему автоматического назначения водителей на маршруты с использованием алгоритмов ИИ во всех 25 автобусных и электробусных парках. Система подбирает оптимальные смены с учетом времени для труда и отдыха, создавая равные условия для всех водителей при выборе маршрутов и рабочих смен. 

 

Искусственный интеллект незаменим при развитии интеллектуальной транспортной системы, контролирующей движение на дорогах Москвы. С 2021 года на Московской кольцевой автомобильной дороге (МКАД), Московском скоростном диаметре и других трассах было установлено более 1,5 тысячи интеллектуальных камер, которые отслеживают дорожную ситуацию в режиме реального времени. Система распознает 13 типов инцидентов.

Собянин: В декабре начнем тестирование первого в России беспилотного метропоезда

Кроме того, в Москве около тысячи умных перекрестков. С помощью специальных датчиков и видеодетекторов система анализирует трафик и подстраивает режим работы светофоров под текущую ситуацию, чтобы равномерно распределить потоки машин, при этом отдавая приоритет городскому транспорту. В ближайшие годы до 70 процентов перекрестков станут умными, что позволит увеличить скорость проезда и уменьшить затруднения движения на дорогах Москвы.

 

Безопасность в городском транспорте с 2020 года обеспечивает система видеоаналитики «Cфера». Современная технология распознавания лиц помогает правоохранительным органам в поиске правонарушителей и без вести пропавших людей.

Собянин: В декабре начнем тестирование первого в России беспилотного метропоезда

«Внедрение искусственного интеллекта открывает новые перспективы для развития городского транспорта, который станет еще удобнее и безопаснее», — заключил Сергей Собянин.