Мэр Москвы Сергей Собянин внес в Мосгордуму проект закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов». Формирование проекта бюджета осуществлялось исходя из стратегических планов развития экономики, инфраструктуры и социальной сферы столицы до 2030 года, ожидаемых итогов исполнения бюджета 2025 года и базового сценария прогноза социально-экономического развития Москвы на ближайшую трехлетку.
В предстоящем трехлетнем периоде планируется увеличение доходов бюджета по всем основным источникам.
Стабильному росту поступлений доходов в 2026-м и плановом периоде 2027 и 2028 годов будет способствовать продолжение реализации мер по комплексному развитию городской инфраструктуры, стимулированию инвестиционной активности, поддержке предпринимательства и бизнес-среды, созданию высокотехнологичных производств, содействию занятости и росту производительности труда. Такой подход обеспечивает формирование современной диверсифицированной экономики, где органично дополняют друг друга высокотехнологичное производство, ИТ-инновации, научные исследования и сфера услуг.
Формирование расходной части бюджета города Москвы на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов осуществлялось в соответствии со стратегическими целями развития города до 2030 года.
На предстоящие три года основными задачами бюджетной политики будут:
— обеспечение надежной социальной защиты москвичей;
— повышение качества и доступности услуг населению;
— реализация масштабных планов по развитию городской инфраструктуры;
— поддержка реального сектора экономики для обеспечения технологического суверенитета и лидерства в критически важных высокотехнологичных отраслях;
— формирование комфортной и безопасной городской среды.
Предусмотренные бюджетные ассигнования обеспечивают реализацию 13 государственных программ города Москвы, мероприятия которых направлены на достижение стратегических целей развития столицы.
Расходы на реализацию государственных программ города Москвы в проекте бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов
Государственная программа | 2026, млрд руб. | За 3 года (2026–2028),млрд руб. |
1 | 2 | 3 |
Расходы на реализацию государственных программ, всего | 5754,2 | 17 223,3 |
в том числе | ||
Развитие транспортной системы | 1296,8 | 3816,9 |
Социальная поддержка жителей | 810 | 2462,7 |
Развитие образования | 814,6 | 2455,8 |
Развитие здравоохранения | 615 | 1 928,1 |
Жилище | 643,6 | 2 076,1 |
Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение | 149,2 | 445,7 |
Развитие цифровой среды и инноваций | 243,1 | 744,5 |
Развитие городской среды | 263,2 | 817,8 |
Развитие культурно-туристической среды и сохранение культурного наследия | 303,6 | 792,3 |
Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность | 226,5 | 566,6 |
Спорт Москвы | 173,3 | 493,2 |
Безопасный город | 118,6 | 335,8 |
Градостроительная политика | 96,7 | 287,8 |
В 2026 году социальные расходы (ассигнования на социальную поддержку, здравоохранение, образование, культуру, спорт и другие социальные мероприятия без учета оплаты медицинской помощи из Фонда ОМС) составят половину расходов бюджета, или 3,2 триллиона рублей, а рост расходов социальной направленности — 15 процентов.
В проекте бюджета предусмотрены средства на индексацию социальных выплат, увеличение фондов оплаты труда работников бюджетной сферы, дальнейшее повышение качества предоставляемых услуг населению, а также реализацию проектов по созданию новых производств и развитию городской инфраструктуры.
Проект бюджета города Москвы на 2026-й сформирован с дефицитом в 447,6 миллиарда рублей, в 2027 и 2028 годах предусматривается его последовательное снижение. Фактический объем дефицита может быть сокращен в процессе исполнения бюджета за счет экономии при проведении конкурсных процедур, а также в случае получения дополнительных доходов.
Проектом бюджета предусмотрена возможность привлечения займов в объеме до 205 миллиардов рублей ежегодно. Фактический объем заимствований будет определяться результатами исполнения бюджета и его потребностью в дополнительных источниках финансирования. Долговая нагрузка Москвы (отношение государственного долга к доходам) находится на низком безопасном уровне.
Бюджетная система города сохраняет свою устойчивость и стабильность.