Вопрос о повышении эффективности работы сферы социальной защиты населения, включая сокращение сроков предоставления социальных услуг, рассмотрели на заседании Президиума Правительства Москвы. По итогам заседания Сергей Собянин поручил продолжить эту работу.
Современная, качественная и удобная система соцзащиты сопровождает москвичей на протяжении всей жизни. Различными мерами поддержки пользуются около 4,5 миллиона горожан, или каждый третий москвич. Из года в год бюджет столицы сохраняет свою социальную направленность. Важнейшее направление работы социальной защиты — повышение доступности и адресности социальной помощи для нуждающихся москвичей. Москва обеспечивает самые высокие стандарты социальной поддержки горожан, при этом сохраняет лучшие традиции и внедряет новые гибкие и эффективные инструменты помощи. Например, благодаря цифровизации в рамках нового стандарта удалось в два раза — с 10 до пяти рабочих дней — сократить время рассмотрения заявления о признании человека нуждающимся в социальном обслуживании. Намного удобнее и быстрее стала и сама процедура оформления услуги. Сейчас заявку можно подать в центре госуслуг «Мои документы» или в электронном виде на портале mos.ru (в том числе с помощью родственников, знакомых или соседей).
С 1 января 2024 года в Москве заработало Социальное казначейство — первый в стране единый центр обработки заявок на получение мер поддержки для всех категорий москвичей.
В 2023–2024 годах в столице полностью обновили московскую информационную систему социального обслуживания. По сути, она была создана заново. Сегодня эта современная цифровая платформа.
Создана единая централизованная база данных, которая объединила разрозненные информационные системы социальной защиты Москвы. В нее перенесены миллионы записей, которые содержат данные о получателях 86 государственных услуг. Московская информационная система социального обслуживания теперь позволяет отслеживать назначения, проверять права и оказывать меры поддержки посредством автоматизации.
Отказ от бумажного документооборота и обмена файлами, создание витрин данных и активное внедрение современных технологий позволят в среднем в два раза сократить сроки назначения выплат. Кроме того, цифровая трансформация обеспечит технологический задел для перехода на проактивное (без подачи заявлений) оказание социальных услуг нуждающимся горожанам.
Кроме того, в Москве реализуется более 20 проектов по цифровизации, созданию и развитию городских систем в сфере социальной защиты населения. С 2019 года успешно работает и развивается информационная система долговременного ухода и социальные стационары.
С 2021 года работает единая справочная служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по номеру: +7 495 870-44-44. В 2024-м ее специалисты приняли и обработали 3,2 миллиона звонков и обращений из чат-ботов.
С мая 2024 года на сайте ведомства работает чат-бот Добрыня — виртуальный помощник москвичей в вопросах социальных услуг. В разговоре с Добрыней можно узнать о размерах социальных выплат и о том, сколько времени займет оформление тех или иных услуг, например запись на реабилитацию или постановка на учет для получения санаторно-курортной путевки.
C каждым годом получение различных мер социальной поддержки становится доступнее и технологичнее, при этом учитываются индивидуальные потребности и жизненные ситуации каждого человека. Клиентские пути горожан продуманы так, чтобы у них была возможность получать большинство мер соцподдержки и всю необходимую информацию не выходя из дома. Внедрение новой системы социального обслуживания позволило досрочно достичь целей указа Президента Российской Федерации о национальных целях развития страны до 2030 года и на перспективу до 2036 года (достижение к 2030 году цифровой зрелости сферы социальной защиты, предполагающей автоматизацию большей части процессов в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных).