
Трамвайный маршрут длиной 27 километров соединит станцию метро «Университет» на юго-западе с Метрогородком на востоке Москвы. Создание принципиально новых маршрутов городского транспорта — Московских трамвайных диаметров (МТД), проходящих через центр и связывающих между собой отдаленные районы столицы, является одним из важных направлений Стратегии развития московского транспорта на ближайшие годы.
«Московские трамвайные диаметры фактически станут линиями наземного метро. Они пройдут через центр и тем самым свяжут между собой отдаленные районы столицы. До многих мест в городе на трамвае будет добираться быстрее, чем на метро», — отметил Мэр Москвы.
В сентябре 2025 года с открытием движения по новой трамвайной линии на проспекте Академика Сахарова и улице Маши Порываевой завершили первый, инфраструктурный, этап создания МТД. До открытия нового участка городской транспорт на проспекте Академика Сахарова не ходил, а маршруты трамваев заканчивались в центре, не пересекая его.
После открытия линии на проспекте Академика Сахарова трамваи начали курсировать в центре города по маршруту № 90. Количество трамваев между Метрогородком и станцией метро «Университет» увеличилось до 53, включая 20 автономных вагонов. Провозная способность повысилась на 30 процентов и достигла 120 тысяч пассажиров в сутки. Это доказало востребованность сквозных маршрутов через центр города.
Вторым этапом создания МТД стало открытие 12 ноября 2025 года диаметра Т1 от станции метро «Университет» до Метрогородка. Новый маршрут длиной 27 километров объединил трассы трамваев № 39 и 13, а также участок на проспекте Академика Сахарова, по которому следовал трамвай № 90.
Т1 связал 13 районов Москвы и улучшил транспортное обслуживание более миллиона жителей. Пассажиры могут сделать пересадки на четыре железнодорожных вокзала — Ярославский, Ленинградский, Казанский и Павелецкий, а также на 24 станции рельсового каркаса столицы, включая станции метро «Преображенская площадь», «Сокольники», «Красносельская», «Чистые пруды», «Комсомольская», «Новокузнецкая», «Третьяковская», «Тульская», а также станции Митьково МЦД-3 и Площадь трех вокзалов МЦД-2 и МЦД-4.
На маршруте расположено множество популярных у горожан и туристов мест. Диаметр Т1 значительно улучшит и транспортную доступность множества государственных учреждений и офисов крупных компаний.
«На диаметр выйдут 50 первых в России трамваев “Львенок-Москва” с автономным ходом. 64 остановки расположены через каждые 300–400 метров, а интервал движения будет шесть минут — это минимальный интервал для такого крупного проекта», — добавил Мэр Москвы.
Общее время в пути составит около 110 минут.
Для удобства пассажиров трамваи № 13 и 39, проходящие по участкам линии Т1, продолжат свою работу. В едином коридоре первого МТД пассажиры смогут пользоваться следующими маршрутами:
— Т1 «Метрогородок» — «Метро “Университет”»;
— № 13 «Метрогородок» — «Каланчевская улица»;
— № 39 «Метро “Университет”» — «Метро “Чистые пруды”».

На третьем этапе создания МТД весной 2026 года запустят диаметр Т2 длиной 33 километра от станции метро «Чертановская» до станции Новогиреево МЦД-4 по трассам маршрутов № 3 и 37. Он улучшит транспортное обслуживание более миллиона жителей. Ожидается, что пассажиропоток на линии составит около 85 тысяч человек в день.
Таким образом, в Москве будут действовать два трамвайных диаметра общей протяженностью около 60 километров.